Воскресенье, 18.11.2018, 12:57
Приветствую Вас, Гость
 

 15.08.2018 г Как проходит адаптация 2х-летних детей?

 http://Adaptaziya 2 -letnich detey    (скачать)

 

В прошлый раз мы говорили о том, что такое адаптация к детскому саду, что происходит с ребенком в это время, как может протекать адаптация у детей с различной степенью готовности к посещению, как надо готовить ребенка к началу посещения детского учреждения … Все эти моменты актуальны и важны для детей любого возраста.

Привыкание детей 2ого года жизни к детскому саду имеет свои особенности. И их надо знать и учитывать при принятии семейного решения – отдать ребенка 1,5 – 2х лет в детский сад или подождать до 3х-летнего возраста? Давайте поговорим об этом?

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда в течение полугода), и дальнейшее развитие малыша.

Примем во внимание, что в раннем возрасте у малыша формируются новые отношения со взрослым: на смену эмоциональному приходит деловое общение.

А чем отличается эмоциональный контакт от делового, практического? И почему это важно знать родителям?

Прежде всего тем, что эмоциональные отношения - это отношения избирательные. Они строятся на основе опыта личностного общения с самыми близкими людьми.

Помните, как ваше чадо - младенец первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относился к любому взрослому и достаточно было самых простых знаков внимания, чтобы он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек? Но вот уже со второго полугодия жизни малыш начал четко различать своих и чужих? Примерно в 8 месяцев у детей возникает страх или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родителям важно серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми.

    По сравнению с эмоциональным общением, имеющим интимную, личностную основу, практическое взаимодействие не связано с привычкой к определенному человеку. Ведь в данном случае оба партнера действуют с предметом, который притягивает малыша к себе и заставляет забыть о том, что взрослый, находящийся рядом, ему мало знаком. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если у него имеются средства налаживать деловые контакты, он быстро привыкает к чужому, включая его в новую систему отношений, не требующих эмоциональной близости.

Переход к новой форме общения необходим. Только он может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду и благополучного самочувствия в ней. Но путь этот не всегда прост, и чтобы его пройти, требуется довольно много времени. Необходимо и внимание со стороны взрослых.

Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные ощущения во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами, которые осуществляются преимущественно на уровне манипуляций. Трудноадаптирующиеся дети не умеют сосредоточиваться на игре, малоинициативны в выборе игрушек, нелюбознательны. Малейшая трудность вызывает у них нежелание играть, капризы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты и предпочитают им эмоциональные.

Поэтому, уважаемые родители, надо правильно готовить малыша к поступлению в ясли. Наряду с гигиеническими мероприятиями по укреплению здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения, должна проводиться целенаправленная работа по формированию у ребенка соответствующей возрасту формы общения со взрослыми и развитию предметной деятельности.

Как же помочь ребенку развивать эту самую предметную деятельность?

- Вы можете помочь ребенку выбрать нужные игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе. Не забывайте поощрять любые успехи малыша - и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.

- Регулярные 10- 15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление сидеть у вас на коленях.

- Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучение к порядку лучше осуществлять тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание особенностей малыша помогут подобрать верный способ действий с ним в этом направлении.

- Разумеется, необходимо обучать ребенка и умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель начнет надевать им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую же картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют, вряд ли сделают ребенка довольным своим пребыванием в детском учреждении.

- Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, наряду с занятиями в семье полезно поощрять его общение с другими людьми. Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, и вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку. Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

За сравнительно небольшое время (примерно в течение месяца) поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть вместе со взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. А это и нужно для того, чтобы безболезненно привыкнуть к условиям детского сада!

Успехов вам!

При возникновении трудностей адаптации при соблюдении всех условий подготовки ребенка обращайтесь к специалисту – психологу, который поможет, разберется, даст совет.

До следующей встречи!

   26.07.2018 г.  ПОГОВОРИМ ОБ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОУ?


    Недавно на форуме сайта В17 обсуждалась тема о трудностях адаптации ребенка к детскому саду. Было много волнений, непонятностей, сомнений… Мне хочется в продолжение того самого разговора подвести итоги по теме, обобщив самое важное в разговоре об адаптации детей к ДОУ.
Что же такое адаптация маленького ребенка к новым условиям пребывания в ДОУ, как она может протекать, что нужно делать, чтобы помогать ребенку безболезненно привыкать к ДОУ, чем отличается адаптация 2х-летних детей от адаптации более старших детей?

     Итак, обо всем этом по порядку.
Адаптация (привыкание) к новым условиям жизни – для ребенка в некоторой степени стрессовая ситуация. Согласитесь, оказаться в новом месте, среди незнакомых людей волнительно даже для взрослых. Маленький ребенок постоянно находится в неразрывной связи с мамой с 
самого момента своего зарождения – в ее животике, потом дома… Мама каждый день постоянно, даже ночью, рядом. Она ухаживает, кормит, разговаривает, улыбается, целует… С ней хорошо, спокойно, надежно… Папа, бабушки, дедушки тоже любят, улыбаются, радуются… И так продолжается долго: иногда 2 года, а иногда больше. Но однажды сценарий этого праздника нарушается: мама приводит ребенка в детский сад (а это – новая, незнакомая среда!), а потом уходит куда-то и ребенок остается один
на один с незнакомыми людьми, в незнакомой обстановке, где много других детей, незнакомые правила, режим, новая еда… ВСЕ – новое!
    Можете себе представить, что чувствуют, как ощущают себя дети, впервые попавшие в детский сад?
Представьте, что вы попали в незнакомый город с запутанной инфраструктурой, где обитают непонятные, большие, а есть гигантские, жители. Гиганты проявляют к вам интерес, что-то говорят, что-то требуют, и их намерения вам непонятны – добрые они или не очень… Жителей в этом городе так много, они бегают, что-то говорят, иногда плачут… И нет такого места, где от этого кошмара можно спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который объяснил бы, что это за город, что хотят его жители, помог бы, поддержал , показал выход . Согласитесь, картина пугающая.
Вот и маленький ребенок, который впервые оказался в новом месте – детском саду – чувствует тревогу: его окружают незнакомые взрослые люди – воспитатели, няня, медсестра, они не просто окружают, они что-то говорят, что-то предлагают, что-то требуют. И ходить по детскому саду страшновато: непонятно, а что там, за тем поворотом?
    Безусловно, ребенок со временем обязательно освоится в новой обстановке детского сада, научится взаимодействовать с детьми и взрослыми, будет легко ориентироваться и передвигаться по детскому саду. Кто-то с первого дня почувствует себя как дома, для кого-то неумение освоиться в новой обстановке выльется в нежелание ходить в детский сад, вызовет конфликты с детьми, с воспитателем.
Вы спросите: а от чего зависит различное самочувствие ребенка в период адаптации и привыкание его к детскому саду?
Это зависит во многом от нас, взрослых – родителей, от нашей помощи ребенку еще на стадии подготовки к посещению детского сада, от нашей поддержки его с первых дней поступления в детский сад.
- Задолго до посещения детского сада важно помочь ребенку поверить, что мама может на время отлучиться, но она обязательно вернется! Для «тренировки» можно использовать своих близких друзей, бабушку, дедушку. Но обязательно предупредите ребенка о своей отлучке! Очень поможет ребенку навык взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми. Без него ребенку в детском саду, как взрослому в незнакомом городе.
- Разговор о детском саде стоит заводить задолго до первого посещения его. Рассказывайте, как интересно, чем занимаются дети в детском саду, что появляются новые друзья, занятия… Укрепляйте его желание «вырасти большим» плюсами: ты будешь как большой ходить на свою работу, будешь попозже (на 15 минут, например) ложиться спать и т.д. Пусть более «опытные» дети рассказывают вашему малышу, как хорошо в детском саду (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарования в дальнейшем!)
- В первые дни посещения можно помочь своим временным (на час) пребыванием в группе вместе с ребенком. Многие детские сады идут на это. Хорошо, если мама сама заведет ребенка в группу, покажет игрушки («Какие интересные!»), его кроватку, место за столом и т.д.
- В садик можно взять свою игрушку, свою книжку. Это будет символизировать частичку дома.
- Очень важно объяснить ребенку его необходимость (первая обязанность) ходить в садик. «Ты как все взрослые люди будешь уходить утром по своим делам: папа и мама – на работу, старший брат – в школу, а ты – в детский сад». «Ты теперь – настоящий помощник маме, потому что она теперь может пойти на работу, зарабатывать деньги, чтобы купить больше игрушек в том числе».
- Дорога из садика домой – время для разговоров. Спросите, чем занимался ребенок, чему научился, с кем играл, что кушал… Ребенку интересно рассказать, кто в группе плакал, кто дрался, кто ему нравится. Вскоре вы много занимательного будете слышать от вашего малыша.
А вот что категорически нельзя делать!
- Исчезать внезапно, пользуясь тем, что ребенок отвлекся;
- шантажировать, запугивать детским садом;
- устраивать незапланированные выходные среди недели.
Поймите: привыкать легче к тому, что знаешь и осознаешь. Даже если это звучит так: «Вы поиграете, погуляете, покушаете, поспите, а потом я приду за тобой».
- Согласитесь, главное в детском саду – друзья! Помогите малышу познакомиться с новыми детьми еще на этапе оформления в группу. С разрешения воспитателя походите в садик во время прогулки группы. Помогите детям познакомиться, начать интересную игру. Отправляться в садик будет проще к знакомым детям! Правда?
- Позже при посещении сада скооперируйтесь с каким-либо другим родителем группы, чтобы дети смогли встречаться по дороге в садик и вместе заходить в группу.
И еще один нюанс. Многие родители ошибочно считают, что играть в игрушки ребёнок может научиться самостоятельно. Это не совсем верно. Какие-то манипуляции ребёнок, конечно, сможет совершить и сам, но навык, приобретённый при взаимодействии со взрослым, позволяет детям узнать, как по-разному играть в одну и ту же игрушку. Чем быстрей появится этот навык, тем быстрее ребёнок начнёт играть не только один, но и вместе с другими детьми.
Показатели окончания адаптационного периода малыша:
- Бодрое, веселое настроение ребенка во время расставания и встречи с родителями.
- Уравновешенное, доброжелательное настроение малыша в течение дня. Адекватное реагирование на просьбы и призывы взрослых, общение с ними по собственной инициативе.
- Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать.
- Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца.
- Спокойный, непрерывный дневной сон.
- Спокойный, непрерывающийся ночной сон.
Если малыш радостно и много говорит о детском саде, без проблем собирается туда, у него появилось много дел и друзей в детском саду –
значит, адаптация закончилась успешно. И вы можете спокойно отправляться на работу, заниматься своими делами.

 

Задавайте ваши вопросы, обращайтесь, если что-то осталось непонятным. Я с удовольствием постараюсь ответить на них!
В следующей публикации поговорим об особенностях адаптации 2х-летних детей.

До встречи!

 

16.07.2018 г. "Обращение к родителям, чьи дети поступают в детский сад" (скачать)

27.06.2018 г. Консультация для родителей: "Как научить сотрудничать с ребенком"  (скачать)

13.03.2018 г. Семинар практикум для родителей: "Готовность детей к школе" (скачать)

26.12.2017 г. Консультация для родителей: "10 способов быть успешными или Почему ребенок отказывается реагировать на ваши просьбы" (скачать)

26.12.2017 г. Консультация для родителей: " Как работать с легковозбудимыми детьми и предупредить переутомление охрана нервной системы ребенка" (скачать)

26.12.2017 г. Консультация для родителей: "Как перевоспитать избалованного ребенка" (скачать)

26.12.2017 г. Консультация для родителей:  "Зачем ребенка учить играть" (скачать)

19.01.2017 г. Моя школа. Подготовила и провела Н.В. Фомина, педагог-психолог (скачать)


06.01.2017 г. Тренинг социального поведения. Подготовила и провела Н.В. Фомина, педагог-психолог (скачать), (презентация)


17.11.2016 г.  Консультация для родителей: Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи. Подготовила педагог-психолог Н.В. Фомина (скачать)


07.10.2016 г.  Консультация для родителей: Игра в жизни ребёнка (скачать)


04.04.2016 г. Тренинг социального поведения. Подготовила и провела Н.В. Фомина, педагог-психолог (скачать)


31.03.2016 г. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник" (скачать)


14.03.2016 г. О пяти методах, которые не работают и действуют против вас в воспитании ребенка (скачать)


04.06.2015 г. АЗБУКА ВОСПИТАНИЯ или ответы психолога на типичные вопросы родителей (скачать)


15.01.2015 г.  Дети видят – дети делают (скачать)


22.10.2014 г .ЧТО ОЗНАЧАЕТ БОРЬБА РЕБЕНКА ЗА ВЛАСТЬ И НЕЗАВИСИМОСТЬ? Подготовила педагог-психолог Н.В. Фомина (скачать)


11.04.2014 Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками (скачать)


24.03.2014 Семинар-практикум для педагогов «СТРЕСС и ЗДОРОВЬЕ. Рациональные пути решения конфликтных ситуаций» (скачать)


03.02.2014 Консультация педагога-психолога "Темперамент, характер и способности ребенка" (скачать)


31.01.2014 Консультация для родителей: «Цвет в нашей жизни» (скачать)


23.12.2013 Психологический проект «ТВОРИМ ДОБРО!», подготовил педагог-психолог МДОУ №5 «Сказка» Н.В. Фомина (скачать)


18.11.2013 Консультация для родителей: «ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ: ПОЛЬЗА И ВРЕД» (скачать)


07.10.2013 Консультация педагога-психолога (скачать)